История

ГБУ «МосТрансПроект» – один из старейших проектных и научно-исследовательских институтов в России с 75-летней историей.

1948(13 сентября)

Создание организации под названием «Мосэлектротранспроект». Ее деятельность начиналась на Раушской набережной в столице. В этом здании «Мосэлектротранспроект» находился вплоть до 1984 года.

1953(по 1975)

Директором «Мосэлектротранспроекта» был выдающийся инженер‑транспортник Михаил Наумович Шполянский. Он принимал активное участие в строительстве первой линии Московского метрополитена.

1955

Основной задачей «Мосэлектротранспроекта» было проведение проектно‑изыскательных работ для строительства и реконструкции трамвайных путей в Москве. В то время трамвай был основным видом общественного пассажирского транспорта в столице.

1958

Постепенно спектр полномочий организации расширялся. «Мосэлектротранспроект» начал заниматься улучшением и ремонтом элементов троллейбусной и трамвайной инфраструктуры, а также проектированием нового строительства. Тогда контору переименовали в «Мосгортранспроект». Организация стала выполнять полный комплекс проектных работ и заниматься развитием материально‑технической базы Московского автобуса.

1960

«Мосгортранспроект» разработал первую в стране автоматизированную систему управления дорожным движением на крупном транспортном узле на Площади Серпуховской заставы.

Первый в СССР блок электронных транспортных детекторов
1962

Специалисты «Мосгортранспроекта» настроили первый в СССР электронный светофорный контроллер.

1969

«Мосгортранспроект» стал главным разработчиком общегородской автоматической системы управления дорожного движения в столице (система «СТАРТ»).

1970(21 марта)

«Мосгортранспроект» был реорганизован в Научно‑исследовательский и проектный институт городского пассажирского транспорта города Москвы («МосгортрансНИИпроект»).

2007

Институт переименован в Государственное унитарное предприятие «Научно‑исследовательский и проектный институт городского транспорта Москвы (ГУП «МосгортрансНИИпроект»). В соответствии с новым Уставом, Институт стал принимать участие в функционировании всех видов и направлений деятельности городского транспорта столицы.

2017

Институт получает свое современное название ‑ государственное бюджетное учреждение ГБУ «МосТрансПроект» и начинает заниматься научно‑исследовательскими, конструкторскими и проектными работами в области транспорта.

МосТрансПроект представил президенту Владимиру Путину «Карту дорожной транспортной ситуации» ‑ автоматизированную информационную систему, которая показывает загруженность дорог, число автомобилей, единовременно находящихся на улично‑дорожной сети, и другие параметры. Источником информации служит динамическая транспортная модель и другие информационные системы транспортного комплекса Москвы. Все данные из «карты» передаются в официальные СМИ города Москвы.

Разработан и внедрен план управлениями перевозками болельщиков во время проведения Кубка конфедерации по футболу 2017 года.

Институт начал применять новую технологию в ходе капремонта трамвайных путей ‑виброматы, позволяющие на треть сократить уровень вибрации от проезда трамвая.

По проекту Института благоустроена территория вокруг ТПУ «Солнечный». Хаб позволил улучшить связность двух микрорайонов, обеспечив комфортные условия для пересадки пассажиров с железнодорожного транспорта на наземный.

В московском районе Печатники заработала новая маршрутная сеть, спроектированная специалистами МосТрансПроекта. Для ее разработки был впервые применен комплексный метод оценки доступности общественного транспорта.

2018

Институт получает премию ComNews 2018 года в номинации «Лучший проект для государственного сектора» за разработку информационной карты, содержащей сведения об объектах дорожной инфраструктуры (светофорах, знаках, разметке и т. д.). Данная карта в будущем будет помогать беспилотным автомобилям перемещаться по улицам города.

МосТрансПроект разработал и запустил пилотный проект по использованию беспилотных дронов для патрулирования потенциально опасных участков улиц. Технологию можно использовать для прогнозирования ДТП и снижения заторов. Проект получил награду премии AUTONET AWARDS.

В рамках проведения Чемпионата мира по футболу‑2018 специалисты Института рассчитали схемы изменения маршрутов наземного транспорта в дни матчей, разработали маршруты бесплатных автобусов‑шаттлов и предусмотрели мероприятия по повышению доступности метро и МЦК. Президент FIFA Джанни Инфантино назвал организацию чемпионата «лучшей за всю историю проведения мероприятия».

По проектам Института впервые в Москве на разворотах трамвайных путей начали укладывать экошпалы, изготовленные из переработанного пластика.

Разработана программа развития транспортной инфраструктуры Тулы, включающая комплексные схемы организации дорожного движения и транспортного обслуживания населения. Данная программа позволила снизить число дублирующих маршрутов общественного транспорта с сохранением приоритета движения за городским электротранспортом ‑ трамваями и троллейбусами.

2019

В ежегодном дайджесте международных инновационных проектов Infrastructure Yearbook 2019 опубликован разработанный Институтом проект «цифрового двойника дороги» ‑ электронной карты улиц Москвы.

По нашему проекту введен в эксплуатацию первый «умный светофор», подсвечивающий пешеходные зебры в темное время суток. Такие светофоры впоследствии были установлены на Ленинском проспекте, Варшавском и Алтуфьевском шоссе и Липецкой улице.

При участии МосТрансПроекта открыт учебный центр Международного союза общественного транспорта (МСОТ), где специалисты могут обмениваться опытом и обучаться лучшим мировым практикам. Директор МосТрансПроекта Александр Поляков назначен председателем Евразийской секции и вице‑президентом МСОТ.

2020

Открыт после реконструкции Северный речной вокзал, для которого команда МосТрансПроекта разработала схему транспортного обслуживания, а также концепцию благоустройства набережной и привокзальной площади.

Специалисты Института впервые создали «цифровой двойник» дорог Москвы ‑ единую электронную карту города с подробной информацией обо всех элементах дорожной инфраструктуры: пешеходных переходах, выделенных полосах, дорожных знаках, разметке и т.д. Вся эта информация ранее содержалась только на бумажных схемах. «Цифровой двойник дорог» впоследствии стал применяться Центром организации дорожного движения Москвы в повседневной работе.

МосТрансПроект разработал и запустил на городских улицах первый в мире беспилотный автомобиль‑«паркон» для анализа дорожной обстановки и фиксации правонарушений с передачей данных в ГИБДД.

Еще один беспилотный автомобиль, разработанный специалистами Института, начал развозить лабораторные анализы на территории Первой Градской больницы им. Н. И. Пирогова. Это помогло избежать лишних человеческих контактов во время пандемии COVID‑19.

По нашему проекту обновлена трамвайная линия между метро «Павелецкая» и «Пролетарская». Пути переместили ближе к вокзалу, появилась новая остановка у вокзала, благодаря которой время пересадки с трамвая на метро сократилось втрое.

Разработан проект реконструкции трамвайного депо Апакова, одного из старейших (открыто в 1909 году) и крупных в Москве.

2021

Институт разработал комплексные схемы транспортного обслуживания и благоустройства территорий всех станций Большой кольцевой линий метро.

По проекту Института в Троицком и Новомосковском округах Москвы актуализированы схемы развития инфраструктуры наземного транспорта. Эти схемы впоследствии позволили улучшить транспортное обслуживания более 10 тыс. москвичей.

Начал работу новый Восточный вокзал Москвы, входящий в ТПУ «Черкизово». Схему транспортного обслуживания вокзала (остановки, маршруты общественного транспорта и т.д.) разработали в МосТрансПроекте.

Институт разработал планировочное решение транспортно‑пересадочного узла «Рижская» ‑ одного из крупнейших ТПУ в Москве. Здесь будут останавливаться поезда МЦД‑2, МЦД‑3, МЦД‑4, БКЛ и Калужско‑Рижской линии метро.

2022

Институт занимается координацией проекта масштабной реконструкции Южного речного вокзала.

В активную фазу перешла общегородская программа по обособлению трамвайных путей, разработанная специалистами МосТрансПроекта. Только в 2022 году пути по проектам Института были обособлены на 10 столичных улицах.

Институт победил в VI Всероссийском конкурсе лучших проектов в области создания комфортной среды в номинации «Исторические поселения» с проектом «ПРОПаркъ» для города Белев. Парк с более, чем 100‑летней историей, станет центром притяжения для жителей и гостей города. Здесь появятся современные детские и спортивные площадки, кафе и необычные арт‑объекты. Проект будет реализован в конце 2023 года.

МосТрансПроект участвует в проектировании новой трамвайной линии на проспекте Академика Сахарова, которая позволит создать единую систему трамвайного сообщения между востоком, югом и юго‑западом Москвы.

Команда Института разработала комплексные схемы транспортного обслуживания и благоустройства для восьми станций МЦД‑4. В том же году Департамент капитального ремонта Москвы приступил к реализации этих проектов.

2023

Команда МосТрансПроекта при поддержке Департамента транспорта Москвы полностью разработала и запустила новый городской сервис «Узнай про ЖК», представляющий собой систему рейтингов по оценке транспортной доступности новостроек. Партнерами выступили сервис по поиску недвижимости «ЦИАН» и геосервис 2ГИС. Представленный на сайте каталог содержит данные о 260 новых ЖК, в будущем данные будут пополняться и обновляться.